Реформа госзаказа: контрактная система должна сделать госзакупки прозрачными и эффективными
Досье на проект федерального закона № 68702-6 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) (внесен Правительством РФ)
Государственной Думой РФ 19 марта 2013 г. во втором чтении принят законопроект о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он призван заменить действующий Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов.
Цель контрактной системы - внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.
Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики будут составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории "люкс". Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.
Законопроект устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).
Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом предлагается обязать участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.
Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.
При осуществлении закупок планируется предоставлять преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчиков обяжут отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, хотят ограничить закупки иностранных товаров и услуг (причем не только в сфере обороны и безопасности).
Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.
Еще одно новшество - электронные площадки должны будут возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.
Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов.
Для обеспечения прозрачности закупок хотят создать единую общедоступную информационную систему. В ней планируется размещать планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны будут сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего. Таким образом, заказы будут размещаться на профессиональной основе квалифицированными специалистами.
Кроме того, планируется ввести общественный контроль за закупками.
Контрактная система должна заработать с 1 января 2014 г.