Федеральная контрактная система должна сделать госзакупки прозрачными и эффективными
Федеральная контрактная система должна сделать госзакупки прозрачными и эффективными
Проект федерального закона № 68702-6 “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг”
В Государственную Думу РФ 7 мая 2012 г. внесен законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Он призван заменить действующий Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов (N 94-ФЗ). Цель федеральной контрактной системы - внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. По замыслу авторов законопроекта, она должна обеспечить качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, а также существенно снизить коррупцию в этой сфере. Предлагаются следующие основные новации. Планируется расширить способы размещения заказов. Помимо электронных аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений), закупки из единственного источника. Основной процедурой при госзакупках должен стать открытый одноэтапный конкурс. Электронный аукцион планируется применять для закупок типовых товаров. Для борьбы с демпингом предлагается отклонять заявки, если предложенная в них цена опускается ниже стартовой на 25%, а участник не представил ее обоснование (при проведении конкурсов на НИОКР -независимо от его наличия). Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера. Отдельное внимание уделяется прогнозированию и планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики будут составлять планы закупок на 3 года и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление минимально достаточных требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории "люкс". Вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком, если процедура не состоялась. В таком случае будет применяться запрос предложений по упрощенной схеме. Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Такая возможность должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и контракте. Предусмотрен качественный аудит результатов исполнения контрактов. Для обеспечения прозрачности закупок на общедоступном официальном интернет-сайте планируется размещать информацию обо всех существенных действиях заказчиков: планы закупок, обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, данные о ее проведении, изменение или расторжение контракта, результаты его аудита. Законопроект предполагает создание заказчиками специальных контрактных служб. Заказы будут размещаться на профессиональной основе квалифицированными специалистами. На них возложат персональную ответственность за соблюдение установленных требований и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Планируется ввести общественный контроль за закупками. Объединения граждан и юрлиц получат право обжаловать действия заказчиков.
Материал подготовлен с использованием информационного ресурса ГАРАНТ-Прайм